Звяжіться з нами

044 209 23 52 067 233 50 58

Звяжіться з нами

044 209 23 52
067 233 50 58

Статті

НЮАНСЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОГО КРЕДИТА

 Налоговый кредитПравовое регулирование налогового кредита появилось в современной Украине еще в 1991г. при налогообложении предприятий. Данный термин непосредственно связан с понятием налога на добавленную стоимость (далее - НДС), поскольку последний состоит из двух составляющих: налогового кредита и налогового обязательства.

 Налоговый кредит (или в народе входящий НДС) – сумма, на которую плательщик налога имеет право уменьшить налоговое обязательство отчетного периода.

 Налоговое обязательство (или в народе исходящий НДС) – сумма налога, полученная (начисленная) плательщиком налога в отчетном периоде. Это сумма налога, которую субъект хозяйственной деятельности начисляет на стоимость, которую он прибавляет к товару, чтоб реализовать его с выгодой для себя, для получения прибыли.

 При этом, в бюджет платится сумма, которая составляет разницу между налоговыми обязательствами и налоговым кредитом.

 Следует учесть, что одним из основных документов во взаимоотношениях плательщиков НДС является – налоговая накладная, которая фактически является подтверждением оформления расчетов за товары, услуги, работы. Таким образом, для покупателя (приобретателя), налоговая накладная является основанием для признания налогового кредита, поскольку без наличия налоговой накладной (надлежаще составленной, подписанной и зарегистрированной), формирование налогового кредита является противоправным.

 Сколько существует налоговая система Украины, столько и разговоров о налоговых накладных. Меняются правила составления, формирования, регистрации и т.п., что нередко приводит к спорным вопросам и осложнениям во взаимоотношениях налогового органа и плательщика налогов. За последние годы создано не мало нормативных, ведомственных актов, внутренних распоряжений и приказов, регулирующих порядок формирования налогового кредита. Не исключением стал и нынешний квартал.

 Так, 15.04.2015г. датировано очередное разъяснение центрального органа, которым уточняется порядок формирования налогового кредита на основании налоговых накладных, составленных начиная с 1 января 2015г.

Так, согласно п. 201.10 ст. 201 НКУ налоговая накладная, составленная и зарегистрированная в Едином реестре налоговых накладных плательщиком налога, осуществляющим операции по поставке товаров/услуг, является для покупателя таких товаров/услуг основанием для начисления сумм налога, относящихся к налоговому кредиту. Иными словами, налоговая накладная отныне должна быть зарегистрирована в Едином реестре налоговых накладных.

Налоговый орган акцентирует внимание на то, что в соответствии с п. 198.6 ст. 198 НКУ суммы налога, уплаченные (начисленные) в связи с приобретением товаров/услуг, указанных в налоговых накладных, зарегистрированных в Едином реестре налоговых накладных (далее ЕРНН) с нарушением срока регистрации, относятся к налоговому кредиту за отчетный налоговый период, в котором зарегистрирована налоговая накладная в едином реестре налоговых накладных, но не позднее:

- чем через 180 календарных дней с даты составления налоговой накладной;

- для плательщиков налога, применяющих кассовый метод, - чем через 60 календарных дней с даты списания средств с банковского счета плательщика налога;

- для банковских учреждений при получении ими права собственности на залоговое имущество.

Напомним, что в январе 2015 года обязательной регистрации в ЕРНН подлежали налоговые накладные, в которых сумма НДС превышает 10 тыс., а также те, которые были составлены при осуществлении операций по поставке подакцизных и импортируемой продукции.

Налоговые накладные, составленные поставщиком товаров/услуг в январе 2015 года и которые не подлежали обязательной регистрации в ЕРНН (сумма НДС не превышает 10 тыс. и составлены по операциям по поставке товаров, которые не относятся к подакцизной и импортируемой продукции), включаются в состав налогового кредита покупателя за январь 2015 года (при условии соблюдения других требований НКУ относительно формирования налогового кредита). В состав налогового кредита следующих отчетных периодов такие налоговые накладные не могут быть включены.

Налоговые накладные, составленные с 1 января 2015 года и своевременно зарегистрированные в ЕРНН, включаются в состав налогового кредита того отчетного периода, на который приходится дата их составления.

Налоговые накладные, составленные с 1 января 2015 года, зарегистрированные в ЕРНН с нарушением срока их регистрации, определенного п. 201.10 ст. 201 НКУ, но не более 180 календарных дней с даты их составления, относятся к налоговому кредиту за отчетный налоговый период, в котором налоговая накладная зарегистрирована в ЕРНН.

Налоговые накладные, не зарегистрированные в ЕРНН в течение 180 календарных дней с даты их составления, не могут быть основанием для формирования налогового кредита.

Кроме того, главный фискальный орган уточняет, если плательщик налога формирует налоговый кредит по кассовому методу, полученная им налоговая накладная включается им в состав налогового кредита того отчетного периода, в котором произошла оплата товара при поставке которого была составлена такая налоговая накладная. Таким плательщикам налога предоставлено право на формирование налогового кредита в течение 60 календарных дней с даты списания средств с их банковских счетов.

Нужно отметить, что указанное правило касается налоговых накладных, которые были составлены до 1 января 2015 года (независимо от того, составлена ли такая налоговая накладная в электронном или бумажном виде, зарегистрирована в ЕРНН или не зарегистрирована в связи с тем, что по правилам, действовавшим до этой даты, не подлежала регистрации в ЕРНН), а также налоговых накладных, составленных после 1 января 2015 года.

При этом если поставщик не зарегистрировал налоговую накладную, составленную в течение января 2015 года (при условии, что такая налоговая накладная подлежала обязательной регистрации в ЕРНН), или налоговую накладную, составленную, начиная с 1 февраля 2015 года, в течение 180 дней со дня составления, покупатель теряет право на формирование налогового кредита, в том числе и в том случае, если он применяет кассовый метод формирования налогового кредита.

Надеемся, что указанные рекомендации помогут налогоплательщикам избежать спорных вопросов, связанных с формированием налогового кредита в этот нелегкий для бизнеса период.

АО «Адвокатская фирма «ADVICE»

Адвокат Кулаков Виталий

ПРАВОВАЯ ПОЗИЦИЯ СУДОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЮРИСДИКЦИИ

 ПРАВОВАЯ ПОЗИЦИЯ СУДОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЮРИСДИКЦИИ20.04.2015г. Высший хозяйственный суд Украины издал очередное информационное письмо № 01-06/631/15 «О дополнении информационного письма Высшего хозяйственного суда Украины от 15.03.2011г. № 01-06/249 «О постановлениях Верховного Суда Украины, принятых по результатам пересмотра судебных решений хозяйственных судов».

Итак, Высший хозяйственный суд Украины, поддерживая позицию Верховного Суда Украины указал на следующее.

В отдельных спорных вопросах относительно корпоративных отношений, суд хозяйственной юрисдикции окончательно определил, что в соответствии с требованиями действующего законодательства общие сборы участников считаются правомочными, если в них берут участие участники, которые имеют в соответствии с уставом общества более 60 процентов голосов, которые определяются на основании перечня участников в день проведения общих сборов, а не фактического участия участников в принятии общими сборами решений. Принятие общими сборами решений при отсутствии кворума для проведения сборов и принятия решений является безусловным основанием для признания недействительными решений сборов (постановление № 7/5005/6871/2012 от 09.12.2014г.).

Кроме того, в соответствии с положениями ч.ч. 1, 2 ст. 16, ч.ч. 1, 2 ст. 203 ГК Украины, ст. 167 ХК Украины, п. 4 ч. 1 ст. 12 ХПК Украины, акционер (участник) общества имеет право оспорить договор, заключенный обществом, если обоснует соответствующие исковые требования нарушением его корпоративных прав (постановление № 911/2089/14 от 21.01.2015г.).

Также, высказана однозначная позиция относительно того, что хозяйственное общество не обязано предоставлять участнику общества истребованную им информацию в виде ксерокопий документов. Законодательством установлена лишь обязанность общества предоставлять его участнику для ознакомления определенную законом информацию, из которой он имеет право делать выписки, фотографии, копии (постановление № 911/1551/14 от 21.01.2015г.).

Не обошли стороной и вопросы защиты права собственности. Так, судом указано, что в соответствии со ст. 392 ГК Украины иск о признании права собственности на имущество подается собственником только тогда, когда у других лиц возникают сомнения относительно принадлежности ему этого имущества, когда создаются условия, которые делают невозможным реализацию истцом своего права собственности из-за наличия таких сомнений или в следствии утраты правоустанавливающих документов. Обращение с иском о признании права собственности возможно лишь при условии, что лица, которые не признают, возражают и/или оспаривают право собственности, не пребывают с собственником в обязательственных отношениях, поскольку предпосылкой для применения указанной ст. 392 ГК Украины является отсутствие иного, кроме определенного, пути для возобновления нарушенного права (постановление № 5011-74/9393-2012 от 23.12.2014г.).

При этом, немаловажным аспектом является ссылка на то, что орган, уполномоченный осуществлять государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество, совершает соответствующие действия только в пределах действующего законодательства и не пребывает с истцом в правоотношениях относительно осуществления ним прав владения, пользования и распоряжения имуществом, относительно которого заявлены исковые требования о признании права собственности, не оспаривает и не претендует на такое право, а поэтому, не может быть стороной по

делу (постановление № 30/58 от 23.12.2014г.).

Останавливаясь на вопросах, связанных с процедурой банкротства, суд указал, что Законом Украины «О возобновлении платежеспособности должника или признание его банкротом» установлена обязательность приобщения к заявлению об утверждении мирового соглашения текста этого соглашения и не указано на обязанность суда излагать в резолютивной части определения об утверждении мирового соглашения полный текст утвержденного мирового соглашения (постановление № 6/354-07 от 15.01.2015г.).

Отдельно суд остановился на решении вопросов, связанных с исковой давностью, земельными правоотношениями, исполнительным производством и т.д.

Данные правовые позиции позволят ликвидировать различное применения правовых норм в одинаковых правоотношениях.

 

АО «Адвокатская фирма «ADVICE»

Адвокат Кулаков Виталий

КРЕДИТНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПО-НОВОМУ

КРЕДИТНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПО-НОВОМУ 9 апреля текущего года было ознаменовано принятием Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно кредитных обязательств)». Несмотря на то, что к моменту окончательного принятия закона его существенно переработали, в конечном итоге мы получили ряд значительных законодательных нововведений.

Так, внесены изменения в ст. 165 Налогового кодекса Украины, а именно в п. 165.1.16, согласно которому не включаются в общий месячный налогооблагаемый доход плательщика доходы, полученные вследствие реализации заложенного имущества налогоплательщика в связи с неисполнением последним своих кредитных обязательств. Важно отметить, что это правило работает в случае приобретения имущества за счет такого кредита.

Немаловажным нововведением является принятая норма, согласно которой не облагаются налогом на доходы физических лиц суммы процентов, пени, штрафных санкций, комиссий и т.п., которые прощены кредитором в связи с его самостоятельным решением. Важно отметить, что это правило распространяется и на тех лиц, которым были прощены вышеуказанные суммы, но которые не были погашены до 1 января 2014г.

Также законодатель дополнил новой нормой подпункт 165.1.29 Налогового кодекса Украины, согласно которой не включается в месячный налогооблагаемый доход сумма, которая получена налогоплательщиком от продажи права требования по депозитному счету (вкладу). Таким образом, облагаться налогом на доходы физических лиц будет сумма доходов, которая составляет разницу между суммой средств, полученных вследствие реализации права требования, и суммой приобретения такого депозита (банковского вклада).

Важным аспектом принятого закона, особенно для тех, кто ждет реструктуризации обязательств в гривну, является то, что подраздел 1 раздела ХХ Налогового кодекса Украины дополнен пунктом 8. Данный пункт подтверждает, что не будут признаваться дополнительным благом суммы доходов, образовавшиеся вследствие реструктуризации обязательств в гривну.

Остается лишь верить, что подобные законодательные нововведения, направленные на защиту интересов граждан, будут скорее правилом, а не исключением.

АО «Адвокатская фирма «ADVICE»

Управляющий партнер, адвокат Кулаков Виталий

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРОЩЕНЫХ ДОЛГОВ ПО-НОВОМУ

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРОЩЕНЫХ ДОЛГОВ ПО-НОВОМУ Президент Украины Петр Порошенко подписал Закон Украины № 321-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно кредитных обязательств», принятый парламентом еще 9 апреля текущего года. Данный закон был разработан в целях выполнения требований Закона Украины «О моратории на взыскание имущества граждан Украины, переданного в качестве обеспечения кредитов в иностранной валюте». Несмотря на то, что к моменту окончательного принятия закона его существенно переработали, в конечном итоге мы получили ряд значительных законодательных нововведений, которые дают плательщикам налогов ряд налоговых преференций.

Так, внесены изменения в ст. 165 Налогового кодекса Украины, а именно в п. 165.1.16, согласно которому не включаются в общий месячный налогооблагаемый доход плательщика доходы, полученные вследствие реализации заложенного имущества налогоплательщика в связи с неисполнением последним своих кредитных обязательств. Важно отметить, что это правило работает в случае приобретения имущества за счет такого кредита.

Немаловажным нововведением является принятая норма, согласно которой не облагаются налогом на доходы физических лиц суммы процентов, пени, штрафных санкций, комиссий и т.п., которые прощены кредитором в связи с его самостоятельным решением. Важно отметить, что это правило распространяется и на тех лиц, которым были прощены вышеуказанные суммы, но которые не были погашены до 1 января 2014г.

Также законодатель дополнил новой нормой подпункт 165.1.29 Налогового кодекса Украины, согласно которой не включается в месячный налогооблагаемый доход сумма, которая получена налогоплательщиком от продажи права требования по депозитному счету (вкладу). Таким образом, облагаться налогом на доходы физических лиц будет сумма доходов, которая составляет разницу между суммой средств, полученных вследствие реализации права требования, и суммой приобретения такого депозита (банковского вклада).

Важным аспектом принятого закона, особенно для тех, кто ждет реструктуризации обязательств в гривну, является то, что подраздел 1 раздела ХХ Налогового кодекса Украины дополнен пунктом 8. Данный пункт подтверждает, что не будут признаваться дополнительным благом суммы доходов, образовавшиеся вследствие реструктуризации обязательств в гривну.

Однако, интересным будет развитие событий, связанных с подачей гражданами деклараций о доходах, которые они обязаны были подать до 01 мая 2015г. Напомним, что граждане, которые получили так называемое благо (списанный банковский долг по процентам, пене, штрафу и т.п.), обязаны подавать такую декларацию. Получается некий конфуз, поскольку законопослушные граждане задекларировали так называемый доход (в виде прощеного долга), а также налоговые обязательства в размере налога на доходы физических лиц (15%-20%). Таким образом, с одной стороны – есть налоговые обязательства, которые согласованы, с другой – есть новый закон, которые освобождает налогоплательщика от уплаты такого налога. Надеюсь, что принцип действия закона во времени будет правильно использоваться налоговыми органами, и принятый закон не станет причиной инициирования массовых споров с налоговым органом по поводу налоговых обязательств.

АО «Адвокатская фирма «ADVICE»

Управляющий партнер, адвокат Кулаков Виталий

УПРОЩЕНИЕ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА ПО-НОВОМУ

 

УПРОЩЕНИЕ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА ПО-НОВОМУС каждым новым приходом во власть, ее представители пытаются внести свои «предложения» по упрощению ведения бизнеса. Сама идея хороша, но только сам бизнес устал от таких «потрясений и упрощений», поскольку уже должно быть понятно всем власть имущим, что лучшее упрощение для ведения бизнеса – это стабильные и системные правила игры, установленные до ее начала, а не хаотичное имитирование благосклонности к бизнесу путем принятия порой бессмысленных уступок в обмен на еще большее ужесточение.

Так, Верховный Совет Украины 19 марта 2015г. принял за основу законопроект № 2381 о внесении изменений в Налоговый кодекс относительно упрощения условий ведения бизнеса. Если вкратце анализировать положения закона, то нормативным актом предусматривается: внедрить принцип молчаливого согласия в сфере налогообложения, а именно в части уведомления о взятии контролирующим органом счетов плательщика налогов на учет. Таким образом, датой начала расходных операций по счету в банках и других финансовых учреждениях будет дата сообщения банком или иным финансовым учреждением контролирующего органа об открытии счета. Кроме того, законом предлагается сократить с 3-х до 1-го дня внесение информации в реестр плательщиков НДС записи о регистрации лица как плательщика этого налога.

Итак, вроде бы как и изменения вносятся, вроде бы как и для бизнеса, но, во-первых, не известно как будет работать этот закон (принцип молчаливого согласия действует давно, однако реально им пользоваться для разрешения важных вопрос неактуально), и во-вторых, не понятно, почему изменения постоянно касаются мягко говоря не самых актуальных проблем.

Мне кажется, что власть обманывает не только бизнес, а и саму себя, ведь нужно ни сколько упрощать ведение бизнеса, а сколько создавать ему благоприятные условия для его ведения, а не очередные барьеры и препятствия. Как упростить себе ведение бизнеса каждый бизнесмен и сам знает, поскольку креативность в условиях нашего бизнес климата очень высокая.

А так получается, что с одной стороны дали возможность бизнесу стать плательщиком НДС не за 3 дня, а за один, но в замен вводят, например, дополнительный сбор на импорт и обязательное использование кассовых аппаратов, что в принципе увеличивает расходы бизнеса.

 Кроме этого, власть вводит с одной стороны мораторий на проверки, предоставляет право субъектам хозяйствования применить налоговый компромисс по операциям, осуществленным до 01.04.2014г., ожидая пополнения в бюджет, с другой стороны, налоговые органы активизируют проверку деятельности субъектов хозяйствования после 01.04.2014г. по сегодняшний день (без права применения компромисса), заставляя его фактически платить за последние 4-года (при том, что существует термин проверок 1095 дней или 3 года).

Уверен, что если б хотя бы год-два власть реально придерживалась моратория на проведение проверок, налоговый орган (в т.ч. налоговая милиция) прекратил бы искать новый повод «обогатиться», это был бы лучший пример упрощения ведения бизнеса.

Нужно понять и признать, что и власть имущие, и бизнес не всегда придерживались норм закона, действуя по принципу выживания, но сейчас, это нужно забыть, простить, и двигаться в принципиально другом направлении -  восстановления экономического благосостояния страны, реально помогая, а не уничтожая бизнес.

АО «Адвокатская фирма «ADVICE»

Управляющий партнер, адвокат Кулаков Виталий

 

 

 

Останні відео

Звяжіться з нами

044 209 23 52

© «ADVICE» , 2022
01014, м. Київ, ул. Бастіонна, 14А, оф.43
Тел.: (044) 209 23 52, (067) 233 50 58
E-mail: partner@advice.in.ua

Звяжіться з нами

044 209 23 52

© «ADVICE» , 2022
01014, м. Київ, вул. Бастіонна, 14А, оф.43
Тел.: (044) 209 23 52, (067) 233 50 58
E-mail: partner@advice.in.ua