Свяжитесь с нами

044 289-87-57 044 529-01-17

Свяжитесь с нами

044 289-87-57
044 529-01-17

Статьи

АнтиРЕЙДЕРСКИЕ действия или как защитить свой бизнес?

антирейдерНаша компания уже много лет оказывает услуги юридического сопровождения бизнеса в различных его проявлениях, начиная от банального юридического аудита внутренних документов (разработка устава, внутренних инструкций, приказов, договоров и т.п.) заканчивая претензионной работой и защитой интересов клиента в судах. Однако, особенно в последнее время, актуальным направлением стала защита интересов компаний в результате рейдерских атак. Ни для кого не секрет, что рейдерство стало уже профессией, которая дает не малый доход. Кроме того, развитию рейдерства способствует не эффективная работа правоохранительной и судебной системы, которые должны мгновенно реагировать на рейдерские действия, а не допускать длительного расследования и затягивания процесса. Существующая при Минюсте комиссия, которая должна была сконцентрировать в себе орган так называемого оперативного реагирования от рейдерства, к сожалению, не оправдывает надежды и все больше превращается в отдел продаж (по информации людей, обращающихся в эту комиссию).

В данной статье хотел бы рассказать о некоторых действиях, которые смогут минимизировать риски компании, связанные с любыми рейдерскими действиями со стороны третьих лиц. О чем идет речь?

Во-первых, речь идет о структурировании бизнеса и оптимизации его бизнес процессов. Иными словами, например, активы можно сконцентрировать в одной компании (владельцем которой является нерезидент), а потом их передать в аренду уже производственному структурному подразделению (своей компании), а третья компания может заниматься логистикой и транспортными вопросами и т.д. Кроме того, не лишним будет защитить активы в виде оборудования, движимого и недвижимого имущества путем внесения его в реестр запретов на отчуждение, на основании заключенных договоров залога или ипотеки (с подконтрольной компанией).

Во-вторых, необходимо внимательно подходить к полномочиям руководителя, относительно его права подписывать договора. Например, можно поставить ограничение, что руководитель может подписывать договора на сумму более 1 млн. гривен только с согласия собственников. При этом, не лишним будет прописать  в Уставе, что любые регистрационные действия, связанные со сменой долей, учредителей, изменения уставного капитала и т.п., может происходить исключительно с согласия всех собственников без права перепоручения таких действий другим лицам. Это лишит рейдеров возможности делать все руками представителей.

Третье. Одной из форм защиты является создание ряда «искусственных» обязательств компании перед другими (дружественными) предприятиями. Лучше, если эти обязательства будут подкреплены гарантийными обязательствами в виде гарантий, поручительства, залога оборудования, здания и т.п. Это даст возможность, в случае рейдерской атаки, сохранить активы, недопустив их отчуждение.

Четвертое. Естественно, во время развития технологий, не лишним будет внедрение комплекса информбезопасности. Такую безопасность нужно обеспечивать юридическими и техническими мероприятиями, т.е. создание внутренней нормативной базы (положение о конфиденциальности, инструкции о передаче данных и т.п.), а также создание специальных программ, ограничивающих доступ, копирование или передачу важных данных.

Пятое. Желательно, чтоб все учредительные документы, иные документы, подтверждающие право собственности или пользования любыми активами (движимое и недвижимое) хранились не в месте ведения основной хозяйственной деятельности. Это даст вам возможность выиграть время и не допустить присвоение или отчуждение ваших активов рейдерами.

Шестое. Не маловажным является формирование отдельного резервного денежного фонда, размещенного также в отдельном месте. Это позволит руководству в случае рейдерской атаки иметь возможность эффективно проводить необходимые действия с привлечением профессионалов различного направления и поддерживать работоспособность иных структурных подразделений. 

Седьмое. Любое рейдерство в большинстве своем начинается с получения того или иного судебного решения, которое как бы «легализирует» нового собственника. Поэтому, не лишним будет проведение мониторинга данных о фигурировании компании (ее учредителей) в тех или иных судебных процессах. Это позволит всегда быть в курсе возможных рейдерских атак и своевременно их ликвидировать на стадии зарождения.

Конечно, все эти действия сложно выполнить компаниям самостоятельно, и лучше, если этим будут заниматься специалисты в области права. Наша компания на протяжении многих лет оказывает правовые услуги компаниям различной формы собственности, в том числе защищая их не только от противоправных действий контролирующих органов, а и от так называемых рейдеров и названных кредиторов. При этом, в случае необходимости, мы всегда помогаем нашим клиентам проверить будущих контрагентов на предмет надежности и порядочности. При этом используются различные реестры открытых и закрытых баз данных. Все это помогает нашим клиентам экономить свое время и чувствовать надежную защиту и поддержку с нашей стороны.

Мы всегда стараемся делать больше, чем обещаем!

АО «Адвокатская фирма «ADVICE»

Управляющий партнер, адвокат Виталий Кулаков

БЛОКИРОВКА НАКЛАДНЫХ ПО-НОВОМУ ИЛИ КАК ИЗМЕНИТСЯ ЖИЗНЬ БИЗНЕСА

blokНи для кого не секрет, что бизнес в Украине живет в состоянии «боевой готовности» по отношению к постоянным нововведениям. Причин достаточно много и объективных и субъективных, но основная из них, – это постоянное изменение законодательства, так или иначе регулирующее ведение предпринимательской деятельности. Одним из ярких этому примеров является запуск систем по администрированию налогов, в том числе налога на добавленную стоимость (НДС), а именно – системы мониторинга критериев оценки рисков налоговых накладных и корректировки стоимости.

Уверен, что все помнят, как эта система была запущена в тестовом режиме, а уже с 1 июля 2017 года стала фактически одним из главных камней преткновения ведения бизнеса для представителей реального сектора экономики. Несмотря на то, что главной целью запуска новой системы администрирования была борьба с различными схемами получения необоснованной налоговой выгоды, реальный «кошмар» получили предприятия, ведущие легальный бизнес. Именно эти предприятия не могли зарегистрировать налоговые накладные, во время получить ответ на свои жалобы от фискального органа, следствием чего стало ухудшение взаимоотношений с бизнес-партнерами и т.п. Кроме того, количество заблокированных накладных увеличивалось с каждым днем, соответственно, нагрузка на комиссии по рассмотрению жалоб была невероятной.

Напомним, что с 1 января текущего года были внесены изменения в Налоговый кодекс Украины, согласно которым до принятия нового порядка Кабинетом Министров Украины приостановление регистрации налоговых накладных/расчетов корректировки проводиться не будет. Министерство финансов Украины совместно с Государственной фискальной службой Украины начали активную работу по подготовке такого нового порядка, следствием чего стал принятый Новый проект, который предположительно в марте текущего года должен «осчастливить» предпринимателей разного уровня.

Почему мы говорим так пессимистично? Да потому что, сам проект разработан фактически фискальным органом и соответственно имеет фискальный характер. В место того, чтоб уменьшить нарушения прав налогоплательщика, снять ряд критических вопросов для бизнеса, новый проект содержит еще больше моментов, в том числе и тех, которые наоборот увеличивают коррупционную составляющую.

К примеру, мы можем говорить о введении так называемого отсекающего критерия 3% и порог объема поставок в месяц в размере 500 тыс. грн. Плюс вводится в действие так называемая институция – показатель положительной налоговой истории. Иными словами, если операция имеет рисковый характер, но налогоплательщик имеет положительную налоговую историю, то регистрация этой налоговой накладной приостанавливаться не будет. Естественно возникает вопрос, кто и каким образом будет оценивать критерии рискованности операции и действительность положительной налоговой истории?

Важно отметить, что в проекте устанавливается право фискального органа самостоятельно разрабатывать параметры приостановления регистрации накладных, а сами критерии подлежат изменению на каждое 10 число месяца, следующего за отчетным. В итоге, мы должны ясно осознавать, что фактически «правила игры» будут меняться систематически и каждый месяц, что нельзя назвать нормой. Это все лишний раз подтверждает то, что проблем с регистрацией накладных не избежать однозначно. А разве не для решения этой проблемы должен был быть принят новый порядок системы мониторинга?

Необходимо учесть, что согласно нового порядка, создаются комиссии на региональном и центральном уровнях. Решения этих комиссий регистрируется в течении семи рабочих дней в реестре, в ином случае, накладная/расчет корректировки регистрируется в автоматическом режиме. Вероятнее всего, учитывая предыдущий опыт, центральная комиссия будет принимать решения аналогичные региональным комиссиям, поскольку успеть в оговоренный срок детально разобраться с каждой жалобой объективно невозможно. Конечно, решение центральной комиссии иногда будут положительными, но остается риск, что положительными они будут только для «определенных» компаний.

В завершении, к сожалению, хочу отметить, что новый Порядок системы мониторинга критериев оценки рисков налоговых накладных не приведет к уменьшению случаев безосновательной, с юридической точки зрения, блокировки регистрации накладных, а значит бизнес может вернуться к ранее существующим проблемам.

Мы понимаем, что создание механизма, направленного на устранение схем получения необоснованной налоговой выгоды действительно необходимо. Однако, для этого нужно установить четкие, понятные для фискальных органов и бизнеса критерии оценки рисков. Кроме того, в случае блокировки регистрации накладных, фискальный орган должен обеспечить субъекту хозяйствования доступный, понятный, оперативный и реальный способ защиты своих нарушенных прав. При этом, блокирование накладных должно стать не нормой, а больше исключением из правил, поскольку тогда можно назвать работу системы совершенной, и такой, которая помогает реальному сектору экономики, а не блокирует работу половины коммерческих организаций.

Завершая данную тему, отметим, что для реальной работы нового порядка мониторинга критериев оценки риска, необходимо обеспечить работу реестра заблокированных накладных, создать комиссии по рассмотрению документов и пояснений на региональном и центральном уровнях и т.п. Остается надеяться, что новая «усовершенствованная» система мониторинга критериев оценки рисков не станет причиной для остановки деятельности предприятий реального сектора экономики, а сможет достойно бороться с сомнительными схемами получения недобросовестной выгоды.

 

АО «Адвокатская фирма «ADVICE»

Управляющий партнер, адвокат Кулаков Виталий

НОВОВВЕДЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

bis7 декабря 2017г. законодательный орган страны принял ряд существенных законов, которые несомненно повлияют на бизнес-климат в стране. Положительно или отрицательно скажутся на предпринимателях принятые изменения, покажет время, а пока остановимся на некоторых из них.

Итак, ключевой, кричащей и болючей для бизнеса стала работа системы рисков с НДС, иными словами – система по блокированию регистрации налоговых накладных. Возможно, первичные цели создания этой системы были позитивными, однако, как показала работа – предприятия реального сектора экономики просто вынуждены были приостанавливать свою работу и заниматься обжалованием действий и решений ГФС Украины. Все это превратилось в миллионные жалобы и иски в судах, что никак нельзя отнести к положительным признакам реформирования.

И вот, долгожданное решение, - принята норма, которая фактически возвращает тестовый режим механизма приостановки регистрации налоговых накладных в ЕРНН. Раздел ХХ НК Украины дополнят пунктом, согласно которому: «Налоговые накладные/расчеты корректировки, регистрацию которых в ЕРНН приостановлено в соответствии с п. 201.16 НК Украины, регистрируются с учетом требований п. 2001.3 и п. 2001.9 НК Украины, 02.01.2018г., кроме: 1) налоговых накладных/расчетов корректировок, по которым по состоянию на 01.12.2017г. не поданы пояснения и документы в соответствии с п.п. 201.16.2 НК Украины; 2) налоговых накладных/расчетов корректировок, по которым принято решение об отказе в регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН, по которым по состоянию на 01.12.2017г. не начата процедура обжалования в административном или судебном порядке».

Все налоговые накладные, по которым регистрацию приостановлено с 01.12.2017г. и по которым поданы пояснения и копии документов, регистрируются в ЕРНН согласно ранее действующего порядка (по ранее действующему закону).

При этом, Министерство финансов Украины вместе с профильным Комитетом ВС Украины приняли совместное решение об отмене действия системы по приостановке регистрации налоговых накладных с целью дальнейшей наработки согласованного решения, которое бы не причиняла значительных неудобств представителям реального сектора экономики.

Кроме всего прочего, законодательный орган внес изменения относительно ставок налогообложения физических и юридических лиц. Например, с 2018 года будет повышена ставка экологического налога на 11,2%. Хотелось бы верить, что полученная в бюджете сумма пойдет на восстановление экологической ситуации в стране, а не растворится в бюджете.

Также, законодатель ввел 24-месячную отсрочку на уплату НДС во время импорта некоторых групп оборудования. Есть новости и для любителей получать почтовые посылки из-за рубежа. Отныне, без уплаты пошлины можно будет получить не более трех почтовых отправлений, стоимостью по 150 евро. При этом, через аэропорт, человек сможет беспошлинно ввести товар на 1000 евро, а при въезде через иные пункты пропуска – ограничения составят 500 евро и 50 кг. При этом (во втором случае), лицо должно отсутствовать в Украине не менее 24 часов и въезжать в страну не чаще чем один раз в 72 часа. Если эти временные ограничения не соблюдаются, то сумма ввезенного товара не должна превышать 50 евро.

Также, со следующего года, освобождаются от НДС и акциза операции по импорту электроавтомобилей. Такие преференции введены сроком на пять лет.

Будем надеяться, что новые правила в системе налогообложения действительно положительно отразятся на бизнесе и простых людях.

 

АО «Адвокатская фирма «ADVICE»

Адвокат, управляющий партнер Кулаков Виталий

ПРОВЕРКИ БИЗНЕСА В 2018 ГОДУ!!!

проверкиВсе мы знаем, что каждая последующая власть обещает защищать бизнес от проверок и не допускать беспредела. У кого-то это получается лучше, у кого-то хуже, однако бизнесу от этого не особо легче. Однако, нынешняя власть все же решила повторно «упростить» жизнь бизнесу как минимум на год, и вместе с госбюджетом продлила мораторий для бизнеса до 2019 года.

Важно понимать, что речь не идет о полном отказе от проверок, а скорее всего, это внедрение оптимизационных действий по проверкам. Так, фискальным органом был разработан алгоритм для автоматического проведения камеральных проверок, что само по себе должно уменьшить ручное вмешательство в процесс проверок и уменьшить коррупционную составляющую. При этом, налогоплательщика четко проинформируют о критериях, по которым будет проводиться проверка, которые должны будут быть одинаковы для всех субъектов хозяйствования. В планах налогового органа вообще перевести проверки в электронный кабинет.

Какой эффект принесет так называемая автоматическая система проверок, покажет время. Но не хотелось бы, чтоб автоматизация была такой, как это было с временной приостановкой регистрации накладных. Тогда в принципе тоже была автоматизированная система, однако в результате ее работы, бизнес ощутил небывалые трудности.

Необходимо отметить, что мораторий не распространяется на фискальную службу, службу по вопросам безопасности продуктов питания и защиты потребителей, службу экспортного контроля, госавиаслужбу, Нацкомиссию по ценным бумагам и фондовому рынку, Нацбанк, Антимонопольный комитет. Как видим, мораторий носит достаточно условный характер, и 100% застраховаться от визита проверяющих не получится.

Важно отметить одну положительную новость. Отныне, со списком всех компаний, которые подлежат плановым проверкам, можно ознакомиться на официальном сайте госоргана (ГФС Украины, Гоструда, к примеру). К сожалению, это не касается внеплановых проверок, которые могут быть проведены в определенных случаях, предусмотренных законом.

Подводя итог, хочется сказать, что введенный мораторий на проверки, скорее всего не является мораторием в прямом смысле, а скорее является установлением особого порядка проведения проверок.

В любом случае, несмотря на определенные ограничения в проверках бизнеса, последнему необходимо всегда быть готовым к защите своих интересов, тщательно выбирать контрагентов, внимательно вести свою хозяйственную деятельность, поскольку львиная доля выявленных нарушений – это последствия не совсем правильной работы самого предприятия.

Для полноценной защиты своих интересов на первом этапе используйте все возможные правовые средства, начиная от анализа самих разрешительных документов (приказа, направления на проверку) до момента допуска проверяющих непосредственно к проверке. Важно учитывать, что если проверяющие фактически допущены к проверке, то при наличии оснований для их не допуска – исправить ситуацию не получится. В таком случае, необходимо готовится к контраргументам проверяющих и отстаивать свои интересы в суде!

АО «Адвокатская фирма «ADVICE»

Управляющий партнёр, адвокат Виталий Кулаков

ВЛАСТЬ И БИЗНЕС – первые шаги навстречу

власть и бизнесНи для кого не секрет, что основой существования любого государства является крепкая экономика, которая существенным образом зависит от «состояния» бизнеса. Иными словами, бизнес – это «священная корова», как однажды сказал Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко. Напомню, что действующая власть обещала защищать бизнес от так называемого давления со стороны правоохранительных органов и пресекать любые методы «придушить» бизнес. 

Первые шаги в этом направлении уже есть. В последнее время Генеральный прокурор Украины публично выступал с требованиями запретить проведение обысков в формате «маски-шоу», негативно относился к изъятию компьютерной техники и денежных средств. В последующем, Генеральный прокурор Украины даже подписал ряд приказов и распоряжений, которые должны были упредить злоупотребления со стороны следствия во время проведения следственных действий и в некотором роде защитить бизнес. К сожалению, это пока не помогло, злоупотребления продолжаются, поскольку привычные методы работы правоохранителей не так просто искоренить.

И вот первый реальный шаг – правительство выступило с инициативой внести изменения в ряд законодательных актов, которые должны будут защищать бизнес. Итак, на данном этапе предлагается:

   1. Запретить изъятие оригиналов документов и серверов во время обысков, кроме конкретных отдельных случаев, предусмотренных законом (когда эти оригиналы являются орудием преступления). Это должно искоренить практику, когда предприятие годами не может возвратить изъятую технику, документы.

Отличное предложение, однако в обязательном порядке нужно предусмотреть ответственность за нарушение такого запрета.

    2.Разрешить доступ адвоката на любой стадии проведения обыска.

Однозначно положительное событие. Само присутствие профессионального адвоката уже станет препятствием для любых злоупотреблений. Важно отметить, что законом предлагается внести норму, которая предусматривает возможность признания доказательств, полученных в ходе такого обыска (без адвоката), недопустимыми. Напомню, что на сегодняшний день, если обыск уже начался, доступ адвоката к месту проведения обыска весьма затруднителен.

 3. Ввести звуко- и видеофиксацию проведения обысков и других следственных действий. Это должно ликвидировать сложившуюся практику формального рассмотрения судом ходатайств следственных органов.

Должен признать, что не все судьи формально рассматривают ходатайства и идут на поводу у руководителей следственных и прокурорских органов. За это им большое спасибо. Однако количество ходатайств, которые подаются органами досудебного расследования, и ограниченные сроки их рассмотрения настолько велико, что рано или поздно это приведет к формализму, нивелируя тем самым институт следственного судьи. В случае введения обязательной фиксации, время на рассмотрение следственным судьей всех ходатайств еще увеличится, поэтому нужно будет: или увеличивать время на рассмотрение ходатайств, или увеличивать количество судей, или ликвидировать практику «заваливания» следственных судей ходатайствами. По моему мнению, последний вариант самый приемлемый (если просмотреть статистику количества поданных ходатайств, создается впечатление, что у нас самая преступная страна в мире).

Кроме того, Министр юстиции Украины выступил с инициативой прекратить практику повторного открытия уголовных производств. Это также положительный момент, поскольку в некоторых случаях уголовные производства расследуются несколькими управлениями не только в одной структуре, а и в нескольких (прокуратурой, налоговой милицией, национальной полицией, СБУ и т. п.).

Если  же говорить об обратной стороне медали, то в законопроекте не сказано НИЧЕГО об ответственности должностных лиц за нарушения тех или иных правил, указанных в нем. 

Остается запастись терпением и верой, что бизнес все-таки сможет получить долгожданную защиту и действительно станет «священной коровой», которой будут дорожить, а не «доить».

 

АО «Адвокатская фирма «ADVICE»

Управляющий партнер, адвокат Кулаков Виталий 

Последние видео

Заказать обратный звонок




Свяжитесь с нами

044 289-87-57

© «ADVICE» , 2013
01042, г. Киев, ул. Академика Филатова, 22/8, оф.200
Тел.: (044) 289-87-57, (044) 529-01-17
E-mail: partner@advice.in.ua

Свяжитесь с нами

044 289-87-57

© «ADVICE» , 2013
01042, г. Киев, ул. Академика Филатова, 22/8, оф.200
Тел.: (044) 289-87-57, (044) 529-01-17
E-mail: partner@advice.in.ua