Свяжитесь с нами

044 289-87-57 044 529-01-17

Свяжитесь с нами

044 289-87-57
044 529-01-17

Статьи

ВЛАСТЬ И БИЗНЕС – первые шаги навстречу

власть и бизнесНи для кого не секрет, что основой существования любого государства является крепкая экономика, которая существенным образом зависит от «состояния» бизнеса. Иными словами, бизнес – это «священная корова», как однажды сказал Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко. Напомню, что действующая власть обещала защищать бизнес от так называемого давления со стороны правоохранительных органов и пресекать любые методы «придушить» бизнес. 

Первые шаги в этом направлении уже есть. В последнее время Генеральный прокурор Украины публично выступал с требованиями запретить проведение обысков в формате «маски-шоу», негативно относился к изъятию компьютерной техники и денежных средств. В последующем, Генеральный прокурор Украины даже подписал ряд приказов и распоряжений, которые должны были упредить злоупотребления со стороны следствия во время проведения следственных действий и в некотором роде защитить бизнес. К сожалению, это пока не помогло, злоупотребления продолжаются, поскольку привычные методы работы правоохранителей не так просто искоренить.

И вот первый реальный шаг – правительство выступило с инициативой внести изменения в ряд законодательных актов, которые должны будут защищать бизнес. Итак, на данном этапе предлагается:

   1. Запретить изъятие оригиналов документов и серверов во время обысков, кроме конкретных отдельных случаев, предусмотренных законом (когда эти оригиналы являются орудием преступления). Это должно искоренить практику, когда предприятие годами не может возвратить изъятую технику, документы.

Отличное предложение, однако в обязательном порядке нужно предусмотреть ответственность за нарушение такого запрета.

    2.Разрешить доступ адвоката на любой стадии проведения обыска.

Однозначно положительное событие. Само присутствие профессионального адвоката уже станет препятствием для любых злоупотреблений. Важно отметить, что законом предлагается внести норму, которая предусматривает возможность признания доказательств, полученных в ходе такого обыска (без адвоката), недопустимыми. Напомню, что на сегодняшний день, если обыск уже начался, доступ адвоката к месту проведения обыска весьма затруднителен.

 3. Ввести звуко- и видеофиксацию проведения обысков и других следственных действий. Это должно ликвидировать сложившуюся практику формального рассмотрения судом ходатайств следственных органов.

Должен признать, что не все судьи формально рассматривают ходатайства и идут на поводу у руководителей следственных и прокурорских органов. За это им большое спасибо. Однако количество ходатайств, которые подаются органами досудебного расследования, и ограниченные сроки их рассмотрения настолько велико, что рано или поздно это приведет к формализму, нивелируя тем самым институт следственного судьи. В случае введения обязательной фиксации, время на рассмотрение следственным судьей всех ходатайств еще увеличится, поэтому нужно будет: или увеличивать время на рассмотрение ходатайств, или увеличивать количество судей, или ликвидировать практику «заваливания» следственных судей ходатайствами. По моему мнению, последний вариант самый приемлемый (если просмотреть статистику количества поданных ходатайств, создается впечатление, что у нас самая преступная страна в мире).

Кроме того, Министр юстиции Украины выступил с инициативой прекратить практику повторного открытия уголовных производств. Это также положительный момент, поскольку в некоторых случаях уголовные производства расследуются несколькими управлениями не только в одной структуре, а и в нескольких (прокуратурой, налоговой милицией, национальной полицией, СБУ и т. п.).

Если  же говорить об обратной стороне медали, то в законопроекте не сказано НИЧЕГО об ответственности должностных лиц за нарушения тех или иных правил, указанных в нем. 

Остается запастись терпением и верой, что бизнес все-таки сможет получить долгожданную защиту и действительно станет «священной коровой», которой будут дорожить, а не «доить».

 

АО «Адвокатская фирма «ADVICE»

Управляющий партнер, адвокат Кулаков Виталий 

ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПО-НОВОМУ (ПОРЯДОК И ПРОЦЕДУРНЫЕ НЮАНСЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК)

ТРУД-ТРУДВ апреле текущего года правительством Украины принято постановление, которым утвержден Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде (далее - Порядок).

Итак, кто осуществляет контроль? Контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляется инспекторами Государственной службы Украины по вопросам труда (далее - Гоструда), ее территориальных подразделений, исполнительных органов горсоветов, поселковых и сельских советов, советов объединенных территориальных общин. Да, действительно, теперь и местные органы исполнительной власти будут следить за соблюдением трудового законодательства. Единственное, о чем нужно знать бизнесу и помнить местным исполнительным органам, так это то, что такие проверки могут быть исключительно по вопросам своевременной и в полном объеме оплаты труда, соблюдения минимальных гарантий в оплате труда и оформления трудовых отношений.

С целью недопущения злоупотреблений местными органами, Гоструда обязано будет не только выдавать удостоверения, а и вести реестр всех удостоверений инспекторов труда, поэтому любой человек сможет проверить наличие полномочий инспектора на проведение проверок. Для выдачи удостоверения, глава городского, поселкового или сельского советов направляет соответствующее письмо в Гоструда, прилагая карточку учета данных инспектора труда.

Основанием для проведении проверок может стать: информация профсоюзов о нарушении прав работников; информация от Государственной фискальной службы (несоответствие количества работников объемам производства, факты нарушений, выявленных в ходе проверок налогового законодательства, задолженность по ЕСВ и т.п.); информация от органов ПФУ (в связи с выявлением факта выплаты зарплаты меньше минимальной, отсутствия уведомления о принятии на работу, выполнение работ по гражданско-правовым договорам больше года, не проведение в течении года индексации зарплаты, занятость 30% и более сотрудников по гражданско-правовым договорам и др.). Исходя из вышесказанного, риск проведения проверок достаточно велик, а количество инспекторов планируется увеличить вдвое, поэтому предприятия должны знать все критерии рисков, чтоб избежать проведения проверок.

Привлечение сотрудников правоохранительных органов возможно исключительно при наличии признаков уголовного правонарушения и/или создания угрозы безопасности для инспектора по труду.

В каждом отдельном случае, предприятие должно убедиться в законности проверки, наличии оснований для проведения проверки (пункт 14 Порядка), наличии всех надлежаще оформленных документов (удостоверения, направление, приказ), поскольку в ином случае, предприятие может на законном основании не допустить инспектора к проведению проверки. Если проверка уже началась, предприятие должно следить за соблюдением процедуры проведения проверки, так сказать, собирать контрдоказательства, которые можно будет использовать в суде для оспаривания выявленных правонарушений.

АО «Адвокатская фирма «ADVICE»

Управляющий партнер, адвокат Кулаков Виталий

ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПО-НОВОМУ (ТОНКОСТИ ОТМЕНЫ ШТРАФОВ ГОСТРУДА)

ТРУДВ предыдущей статье мы писали о Государственной службе Украины по вопросам труда (далее - Гоструда), о ее полномочиях и характере действий. Напомним, что новым законодательством предусмотрен штраф в размере 30 минимальных заработных плат за допуск лица к работе без заключения трудового договора (с 1 января 2017г. сумма составляет 96 000 грн.), за не допуск проверяющих инспекторов Гоструда к проведению проверки в определенных случаях штраф составляет 100 минимальных заработных плат (с 1 января 2017г. это 320 000 грн.). Согласитесь, суммы впечатляют и создают огромный риск для предпринимателей, поэтому в данной статье мы хотели бы остановиться на вопросах защиты работодателей от необоснованно наложенных штрафов.

Учитывая, что активность проверок и наложения штрафов Гоструда возникла только в этом году, судебная практика еще по подобным делам только формируется, однако, некоторые нюансы в таких делах уже прослеживаются.

Довольно распространенным правонарушением является допуск к работе без оформления трудовых отношений. Если инспектор Гоструда вменяет именно это, работодателю необходимо доказывать отсутствие фактических трудовых отношений. Некоторые работодатели, с целью защиты своих интересов, заключают гражданско-правовые договора с отдельными лицами. Однако, инспектора не принимают это во внимания, и составляют соответствующие протоколы, привлекая руководителей к ответственности. В таких случаях, мы рекомендуем обращаться в суд, где важно доказать, что: с сотрудником был заключен реальный договор, в котором оговорены реальные цели, права и обязанности; непосредственно на исполнителя не распространялись правила внутреннего трудового распорядка; сотрудник не был принят на конкретную должность (квалификацию, профессию), а исполнял услуги по конкретным работам, получая за это гонорар. Доказав ошибочность выводов инспектора Гоструда, вы сможете избежать огромного штрафа. Главное, четко знать свои права и понимать порядок своих действий при защите интересов, грамотно доказывать отсутствие трудовых отношений как таковых.

В некоторых случаях, инспекторы Гоструда привлекают работодателя за не проведение полного расчета с работником или вообще не выплату заработной платы. Как правило, в этих случаях, инспекторы Гоструда буквально подходят к изучению обстоятельств дела, поэтому шанс для защиты своих интересов остается. Например, если фактически инспектор прав в своих выводах, работодатель может своевременно устранить нарушение, выплатив все положенные средства работнику. Таким образом, будет создана ситуация, когда еще до рассмотрения дела будут устранены все допущенные нарушения. Это позволит избежать ответственности в виде значительного штрафа, а сам сотрудник получит положенные ему деньги.

Однако, в некоторых случаях, задержка или не выплата денежных средств связана не со «скупостью» руководства, а с объективными проблемами, разрешение которых не зависит от руководителя. Если у предприятия не было объемов работ, средства за выполненную работу реально не поступали, а заработная плата не выплачивалась по объективным причинам, мы считаем, что привлечение к ответственности руководителя – является противоправным, поскольку для привлечения к ответственности необходимо наличие вини. Если же такая ситуация с невыплатой заработной платы произошла, интересы работника должны быть защищены в судебном порядке согласно норм трудового законодательства (выплата компенсации за задержку в выплатах). В таком случае, сотрудник получает и свою заработную плату и компенсацию. В ином случае, если идет привлечение к ответственности руководителя, последний обязан оплатить штраф, который никак не попадает в «карман» сотруднику и никак не улучшает его жизнь. Поэтому, в каждом отдельном случае необходимо разбираться в ситуации и привлекать к ответственности исключительно виновного руководителя.

Встречаются случаи, когда доказательственная база инспекторов Гоструда не совсем соответствует нормам процессуального законодательства. Так, например, анализируя одно из дел, в котором привлекался директор, доказательства вины руководителя строилось исключительно на показаниях свидетелей. Иных доказательств установления факта нахождения лиц на рабочем месте без оформления трудовых отношений – не предоставлено, как и не выявлено таких лиц. В этом деле суд отменил постановление Гоструда о наложении штрафа в связи с недоказанностью (отсутствием надлежащего доказательства).

Подводя итог, обращаем внимание, что полномочия у Гоструда достаточно велики, как и размер штрафов, которые они могут наложить. Однако, в каждом отдельном случае необходимо относиться к ситуации хладнокровно, без эмоций и подготовить грамотную защиту, возможно с привлечением квалифицированных специалистов.

АО «Адвокатская фирма «ADVICE»

Управляющий партнер, адвокат Кулаков Виталий

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЛОКИРОВКИ НАКЛАДНЫХ

блокировкаВсе знают, что с 1 июля текущего года работает система автоматической остановки регистрации рискованных накладных, которая должна якобы противодействовать налоговым махинациям и вымыванию денежных средств с бюджета через налоговые схемы минимизации («ямы»). По статистике, ежедневно блокируют регистрацию около 0,4% всех накладных. С одной стороны это не много, но с другой – под блокировку попадает большое количество накладных предприятий реального сектора экономики.

Как известно, в случае блокировки регистрации накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, предприятие обязано подать в электронном виде документы и пояснения в налоговый орган, которые подтверждают реальность проведения той или иной операции. В течении 5 рабочих дней после получения документов, решение принимается комиссией ГФС Украины и высылается плательщику налогов.

Однако, в последнее время участились случаи, когда ГФС Украины не предоставляет ответ в указанный 5-ти дневный срок, что фактически делает плательщика налогов заложником ситуации. Плательщик налогов в таком случае не знает что делать, не знает сколько ждать, не знает какой ответ к нему придет с опозданием и придет ли вообще.

Ответ на этот вопрос дало Министерство финансов Украины, которое предлагает ввести четкий 5-ти дневный срок для ответа относительно блокировки накладных. В случае, если никакого ответа в указанный срок нет, то налоговая накладная автоматически регистрируется.

По мнению министерства это должно стимулировать налоговый орган оперативнее рассматривать вопрос, связанный с блокировкой.

При этом, хуже ситуация у тех, кто получил отрицательный ответ от ГФС Украины. В таком случае, так как приостановлена регистрация налоговой накладной/расчета корректировки, контрагент-покупатель не имеет права на включение суммы НДС в налоговый кредит, соответственно и сумма лимита в системе электронного администрирования НДС не увеличивается. Именно на этом настаивают фискальные органы, предоставляя различные консультации.

В случае отказа в регистрации налоговой накладной, наиболее действенным способом защиты остается обращение в суд с административным иском. Если все аргументы в пользу налогоплательщика имеются, то успех практически гарантирован. Однако, бывают случаи, когда поставщик услуг по тем или иным причинам не обращается в суд, не хочет или иным способом затягивает такое обращение в суд. Вот тут возникает реальная проблема для покупателя, который фактически может стать заложником ситуации. В этом случае, если поставщик добросовестный, то как минимум необходимо просить у него доверенность на представление интересов и фактически самому покупателю подавать в суд и отстаивать интересы поставщика (но как бы в своих интересах).

В любом случае, ситуация с блокировкой накладных будет постоянно меняться, поскольку спорных моментов все больше и больше. Кто выиграет от этого покажет время, но уже точно можно сказать, что пока вся ситуация не очень благоприятно влияет на представителей реального сектора экономики, что не совсем радует…

АО «Адвокатская фирма «ADVICE»

Управляющий партнер, адвокат

Виталий Кулаков

ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПО-НОВОМУ (НОВЫЕ ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК ГОСТРУДА)

ТРУДНовость о повышении минимальной заработной платы была одной из самых распространенных среди иных прочих. Кто-то радовался этой новости, кто-то высказывал недовольство, однако – это событие уже произошло и должно всеми соблюдаться. Именно этот месседж был отправлен всем работодателям и обновленной Государственной службе Украины по вопросам труда (далее - Гоструда). Власть четко заявила о своей борьбе с недостоверным декларированием зарплаты и оплатами в конвертах, а также жестких мерах к нарушителям трудового законодательства. Иными словами, в жизни бизнеса появился еще один «контролер», который может не всегда позитивно влиять на жизнь предпринимателя. В таких условиях важно для бизнеса иметь четкий алгоритм защиты, если контролер превышает полномочия и ведет себя не должным образом, а также полностью владеть информацией о полномочиях контролирующего органа и своих правах, о чем и пойдет речь в серии статей.

Итак, кого же все-таки бояться ГФС или Гоструда? Для ответа на этот вопрос, актуальным будет ссылка на письмо ГФС № 2932/6/99-99-13-02-03-15 от 14.02.2017г., в котором фискальный орган указывает на то, что проверка трудовых отношений не находится в их правовом поле, а относится к компетенции Минсоцполитики и Государственной службы Украины по вопросам труда.

Так, инспектора по труду имеют право без предварительного уведомления, в любое рабочее время проводить проверку служебных, производственных и административных помещений и объектов физических и юридических лиц, использующих наемных труд. Звучит устрашающе, особенно после того, как был официально озвучен факт первого наложения штрафа на предпринимателя в размере 320000 грн.

Конечно, есть чего бояться, однако, для обеспечения своей безопасности, важно четко знать свои права и права инспекторов, разложив все по полочкам, после чего, не все покажется страшным.

Итак, мы должны знать, что проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые проверки проводятся по плану, с которым можно ознакомиться на официальном сайте Гоструда, и о них предпринимателя обязаны уведомить не менее чем за 10  дней до ее начала. Внеплановые проверки всегда «неожиданны», однако их проведение возможно исключительно на основаниях, определенных в статье 6 Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» (выявление недостоверных данных в отчетности; несчастный случай, связанный с хоздеятельностью; обращение лиц в Гоструда о нарушениях субъектом хозяйствования; проверка устранения ранее выявленных нарушений при плановой проверки).

Если основания для проверки есть, тогда необходимо контролировать соблюдение требований закона в ходе самой проверки, что позволит собрать ряд контрдоказательств.

Перед началом проверки, инспектор должен предоставить руководителю или уполномоченному лицу субъекта хозяйствования служебное удостоверения и направление на проверку. Данное направление имеет четкую дату действия, указанную в нем и оформляется исключительно на основании приказа, ссылка на который должна быть в направлении, и  подписывается руководителем или заместителем Гоструда (ее территориальным органом) с печатью.

После этого, инспектор обязан расписаться в журнале учета проверок (желательно его иметь на предприятии) и уведомить о перечне документов, которые подлежат проверке (в области трудовых отношений). При этом, не допускается изъятие при проверках оригиналов первичных финансовых и бухгалтерских документов.

Важно отметить, что как инспектору, так и субъекту хозяйствования разрешается фиксировать процедуру проверки средствами аудио и видеозаписи, не препятствуя процессу проверки.

При проведении проверки, субъект хозяйствования может:

- присутствовать при проведении проверки и привлекать к ней третьих лиц (адвокатов, специалистов);

- предоставлять свои возражения, объяснения и замечания, которые должны быть учтены при принятии решения о результатах проверки;

- обжаловать действия (бездействия) проверяющего органа в судебном порядке;

- получать консультативную помощь от органа госконтроля для недопущения нарушений в последующий период (орган обязан предоставлять такую помощь).

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что некоторые права у субъекта хозяйствования есть, которых достаточно для того, чтоб защитить себя от неправомерных действий инспекторов. Важно уметь пользоваться своими правами для сбора контрдоказательств, что позволит в последующем признать наложение любых санкций – неправомерным.

Будем надеяться, что создание нового контролирующего органа не станет очередным поводом для злоупотреблений, а Гоструда,  совместно с бизнесом, будет совершенствовать систему трудовых отношений.

Продолжение следует…

АО «Адвокатская фирма «ADVICE»

Управляющий партнер, адвокат Кулаков Виталий

Последние видео

Заказать обратный звонок




Свяжитесь с нами

044 289-87-57

© «ADVICE» , 2013
01042, г. Киев, ул. Академика Филатова, 22/8, оф.200
Тел.: (044) 289-87-57, (044) 529-01-17
E-mail: partner@advice.in.ua

Свяжитесь с нами

044 289-87-57

© «ADVICE» , 2013
01042, г. Киев, ул. Академика Филатова, 22/8, оф.200
Тел.: (044) 289-87-57, (044) 529-01-17
E-mail: partner@advice.in.ua